Меню

среда, 23 сентября 2020 г.

Климатико-амортизационные подпоры (КАП)

Приветствую читателей моего блога, а также всех, кто заглянул сюда случайно.

Так как для многих тема про средства индивидуальной бронезащиты (СИБЗ) достаточно интересна, то перед публикацией новых обзоров, хотелось бы немного остановиться на ней, а также, возможно, создать целый цикл статей.

Начну данную тему с комплектующих и элементов, которые входят в состав СИБЗ.

Сегодня мы поговорим про так называемые КАП бронежилетов. Много рассказывать про них нет смысла, так как это достаточно простой элемент, но, тем не менее, очень важный.

Итак, начнем по порядку.

Аббревиатура КАП расшифровывается как климатико- или климатический амортизационный подпор.

Это элемент бронежилета или плейт керриера (плейта, плитоносца, плитника и т. д.), предназначенный для выполнения нескольких основных функций:

  1. Снижение запреградной травмы;
  2. Вентилирование поджилетного пространства;
  3. Повышение удобства ношения СИБЗ.

Для бронежилетов отечественного производства наличие КАП и мест для их крепления на изделиях обязательно.
На рынке существует достаточно большое количество российских производителей, изготавливающих подобные изделия различных форм, размеров и расцветок.

Для бронежилетов иностранного производства КАП скорее исключение, они встречаются достаточно редко, но есть модели, в конструкции которых имеются элементы, способные частично выполнять роль демпфера.

На бронежилетах предполагается использование минимум двух КАП на фронтальной и спинной секциях соответственно.
Помимо этого для различных моделей бронежилетов изготавливаются дополнительные КАП, которые крепятся, например, на нижнюю часть спинной секции и камербанд бронежилета.

В большинстве случаев КАП представляет собой панель определенной формы, имеющую достаточно жесткую основу, но у старых моделей бронежилетов она может быть и мягкой.

Форма и размер КАП чаще всего зависят от бронеплит, используемых в определенном бронежилете.
С одной стороны на основу нашиты велкро панели, с помощью которых изделие устанавливается на внутренние части фронтальной и спинной секций бронежилета или плейт керриера.

С противоположной стороны КАП расположены амортизирующие элементы, с помощью которых, собственно, и обеспечивается защита от запреградной травмы и формирование микроклимата.
Именно благодаря такой структуре изделия, между демпферами располагаются вентиляционные каналы, которые отвечают за вентилирование поджилетного пространства.
Сами амортизационные демпферы могут быть различной формы, могут располагаться в различных направлениях, но чаще это вертикальные вытянутые по всей длине КАП прямоугольные элементы, изготовленные из каких-либо полимерных материалов и обшитые крепкой тканью, специальной сеткой и т. д.
Они, в свою очередь, и отвечают за снижение запреградного воздействия за счет амортизационных свойств материалов, используемых при производстве КАП, путем гашения кинетической энергии, передаваемой бронеплитам при поражении бронежилета снарядами и/или осколками.

Кап можно с уверенностью назвать необходимым и функциональным элементом СИБЗ, лишенным каких-либо недостатков и имеющим одни сплошные плюсы.
Тем не менее, некоторые "специалисты" считают, что в использовании КАП нет особого смысла, особенно касательно функции защиты от запреградного воздействия. Чаще всего эти заявления происходят с отсылкой на опыт зарубежных производителей, не использующих в своих бронежилетах подобные изделия.
Вести дискуссии на эту тему можно очень долго, но лично я считаю, что КАП, как часть СИБЗ, необходимы и обязательно должны использоваться, особенно с керамическими бронеплитами отечественного производства типа Гранит.
Это не значит, что наши бронеплиты плохие, наоборот, они отличные, но конструктивно отличаются от моделей иностранного производства. Это и есть решающий фактор использования КАП, так как все зависит от используемых бронеплит, которые, по сути, являются самыми основными элементами в бронежилете.

Как было сказано ранее, минусов в использовании КАП нет, они справляются с поставленными задачами и это главное.
Но стоит отметить, что есть определенные нюансы, которые стоит учитывать при выборе подобного изделия.
Речь идет как раз о самих амортизирующих демпферах, точней о их высоте.
По логике, чем меньше их высота, тем хуже защита. Следовательно, чем больше высота данных элементов, тем, теоретически, лучше уровень защиты от запреградного воздействия. На деле большую роль также играют и другие факторы, такие как вид и плотность амортизирующего материала, его количество, расположение и т. д.
Мы остановимся на высоте демпферов, так как она помимо улучшения защиты и вентиляции, может быть очень значимым недостатком.
Чем больше высота данных элементов, тем, соответственно, дальше от тела будут располагаться бронеплиты и пакеты мягкой брони. Помимо того, что бронежилет становится более громоздким и габаритным, в определенных проекциях появляются зазоры (расстояния) между телом и бронеэлементами, тем самым увеличивая возможность ранения бойца осколками и другими различными баллистическими элементами.
Таким образом, производителю КАП важно определить и соблюдать при производстве оптимальные габариты амортизирующих элементов, чтобы совместить такие важные параметры, как функциональность, безопасность и удобство.
На счет последнего также стоит уточнить, так как современные виды КАП, изготавливаемые отечественными производителями, значительно улучшают эргономику бронежилетов, особенно в сравнении с некоторыми штатными амортизирующими подпорами.

Время не стоит на месте, создаются, изменяются и совершенствуются различные баллистические комплексы и СИБЗ в целом.
Тоже самое можно сказать и про КАП, они также модернизируются, в их изготовлении производители применяют более современные материалы. И если сравнить их с более старыми образцами, которые выпускались еще несколько лет назад, мы видим, что они стали более функциональными и надежными.

Комментариев нет:

Отправить комментарий